Хмель Виктор | Суховеева Елена

Проекты. SOMATIP (2002-2004гг.)

В данном проекте художник выступает как исследователь скрытых смыслов, разрушитель языковых штампов. «SOMATIP» попытка расширения представлений и нахождение той формы языка, которая может определить пространство женщины (от эстетики до философии), скрытое до сей поры за ЗАКОНОМ-ЛОГОСОМ. Спонтанный отпечаток смысла провоцирует зрителя задуматься об иной форме человеческих отношений и , быть может, другой социальной структуре. «SOMATIP» проект создания женского языка альтернативного вербальному фаллоцентричному, авторитарному/так называемому мужскому/ языку, языку власти. Высказываемое суждение о субъекте, вменяемые ему свойства создают форму существования субъекта в языке, в цивилизации. Через эту форму выражает себя все сущее. Называя субъекты и обозначая объекты, язык создает отношения подчинения и присвоения. Но все те смыслы, которые не попадают, а проскакивают мимо границ слова-называния, не менее значимы, чем условные знаки-символы слов. Это-скрытые желания, страхи, все то необъяснимое/тактильное, что мы не позволяем себе назвать словом, потому что сама структура языка-слова-логоса отказывает этим реалиям в жизни, в легитимности.

«SOMATIP» - язык тела. Бренное тело (и заботы о нем), та якобы ничтожная ценность, которую патриархальная цивилизация предоставила женщине на досуге как «трофей великой войны полов» стало мощным оружием Соблазна. Согласно Логосу, женщина - не явление природы, а творение вторичное (слабое). Но телом наделен и мужчина. Закон природы одинаков для всех живущих (на Земле). Мужское тело вещает на том же языке подсознания (генетической памяти), на котором говорит женское. Что явствует из проекта. Этот язык не существует как оппозиция Логосу. Это иной язык, законы этого языка не открыты. Авторы проекта возражают против примитивного фетишизма перед Словом, но не отрицают Логос, как явление значимое. Речь о возможностях равнозначности существования ДРУГОГО древнего языка искусства. Авторов интересует возможность - иного представления, Образо-творения и Смысло-образования. Главное свойство этого языка - он не требует «единственного», якобы - «верного» прочтения, а пребывает во власти множественности, многовариантного развития идей и проч.

«SOMATIP» как женский язык позволяет больше понять себя и свои скрытые мотивы. Сама техника исполнения проекта интермедиальная - инсталяция и перформанс плюс медиальная - фото, заставляет человека испытать стресс или, пожалуй, своеобразный «катарсис». А он (процесс очищения или…), происходит перед выстроенным в студии ящиком, наполненным глиной (куда участнику проекта следовало улечься, сделать предварительный жест в том расположении духа, ассоциировалось с определенным смыслом). Сама абсурдность ситуации заставляет «выскочить» субъект из штампов обыденных понятий, не обремененного интеллектуальными упражнениями мышления. Ящик с глиной, надо полагать, соотносится внутри сознания как предмет-символ, эксперимент напоминает обряд, псевдо-погребение в землю и пугает разобщенностью связи с миром, фактом самоопределения в экстремальной ситуации. Человек находится как бы в пограничном состоянии, близком к истерии. И это состояние переносится в текст. Пространство словно исчезает. Вместо него - знак пространства «SOMATIP» а. Каждый отпечаток тела привносит свою «истину» в общий смысл. И каждый объект имеет свое право на жизнь, противопоставляя себя властному единству Логоцентризма. Определенный оптический прием при фотографировании отпечатка, делает работу своеобразным глиняным барельефом, нарочито сходным с древне египетскими стелами, где, как правило, фигура человека выступала в качестве смыслового знака. Знака безраздельной власти.

В данном проекте каждая фигура разрушает старые знаки, создает… разные варианты других, новых Смыслов. Рождается «ДРУГОЙ» язык, еще не прочитанный никем Другим.

 

© 2024 Хмель Виктор и Суховеева Елена | Создание сайта