Хмель Виктор | Суховеева Елена

Лена Винтер. Статья в журнале "НоМИ" к проекту "SOMATIP"..

Так уж сложилось, что пространство телесного стало сегодня главным дискурсивным полем, - лабораторией расширения границ, актуализации и столкновения смыслов. В искусстве волна интереса к вопросам телесности не спадает уже который год, но, большей частью, не выходит пока за рамки феминистской и гендерной проблематики. Сложно прогнозировать, удастся ли художникам преодолеть связанные с полом и сексуальностью биологические, социальные, исторические и этно-политические барьеры, однако главное - коммуникативное препятствие почти преодолено, пример этому - проект Елены Суховеевой и Виктора Хмеля.

"SAMOTIP" вынашивался долго. Елена и Виктор еще в начале своей совместной работы артикулировали темы с одной стороны - материала-символа, с другой - эмоционального шока, ведущего к неожиданному раскрытию тайной сущности, порой парадоксальной и неприемлемой для самих обладателей. Фотографии из серии "Дети", выставленные в 2003 на московском фотобиеннале, стали свидетельством своего рода "шоковой терапии", которой художники подвергли своих моделей, заставляя вернуться в состояние детской беззащитности. В проекте "Портрет в материале" Елена и Виктор идентифицировали известных деятелей культуры с материалом-символом: человек-металл, человек-глина, человек-песок.

Кроме уже перечисленных тем, этот проект актуализировал вопрос создания форм синтетического искусства - материала, пространства и фотографии. Этому же были посвящены ранние работы - "Метель", "Табак", "Зной", "Черное и белое", а в проекте "SAMOTIP" Елена и Виктор подошли к проблемам политик тела и "феминизма различия", к попытке репрезентации специфического "женского начала". "Мы живем в мире мужчин и играем по их правилам, сами не замечая этого", - считают художники. Некогда Элен Шоултер высказала мысль о том, что женщина "говорит в два голоса", представляет две точки зрения, прежде всего ту, которая навязана ей доминирующей в обществе "мужской" идеологии. Идею особой женской субъективности, специфики женского начала, права женщины на различие с мужчиной отстаивает современный "феминизм различия". Женщина, в соответствии с такой точкой зрения, должна препятствовать выстраиванию истории и культуры согласно мужскому видению - "маскулинизации" мира. Мужским стандартам и взглядам она должна противопоставить свои, женские, в противном случае женщины рискуют потерять самобытность и полностью раствориться в "мужской" цивилизации.

"SAMOTIP" - попытка создать территорию философии и эстетики женщины, "женский текст", репрезентированный через телесность. Елена и Виктор продолжили здесь исследование скрытых внутренних смыслов и сущностей. Участникам проекта было предложено пройти некий обряд, сходный с церемонией древних ритуальных погребений, когда мертвых укладывали в гробницу в строго канонической позе. В данном случае задача прямо противоположна - разрушить канон, выразить подсознательное при помощи ассоциативного жеста. В студии был выстроен ящик, наполненный пластичной глиной, а участникам заданы темы для ассоциаций - любовь, агрессия, секс, я. Погружение в такую искусственную "гробницу" должно, конечно, создавать паническое, пограничное состояние. Человек оказывается перед фактом самоопределения в экстремальной ситуации, разрывая связь с Логосом, который традиционно представляется как основа "мужского" языка. В дальнейшем, при помощи специального светового приема Елена и Виктор придавали отрицательному объему обратный - положительный и фотографировали эти своеобразные "рельефы". Сходство с древнеегипетскими стеллами, где человеческие фигуры нередко выступали в роли знаков, здесь неслучайно. Каждый участник проекта создает собственное - непроизносимое, тактильное "слово". Из множества таких слов складывается новый - альтернативный невербальный язык, главный свойства которого - гибкость и подвижность. "SAMOTIP" как "женский язык" открывает возможность многовариантного прочтения, следовательно - обладает революционным потенциалом.

В центре внимания оказывается, таким образом, отношение к телу, как главному индикатору модели гендерных отношений. При этом речь не идет о революционных преобразованиях самой телесности, вроде радикальной "технополитики тела" - грядущего стирания признаков пола, возраста, расы. Елена и Виктор работают с набором традиционных гендерных стереотипов, выстраивая проект на основе оппозиций "логика - интуиция", "сознательное - бессознательное", "власть - подчинение", "порядок - хаос", "радикализм - консерватизм". Тематизируется линия сексуальных и репродуктивных политик женского тела - традиционной редукции личности женщины до биологического уровня (женщина как мать и любовница). Кроме того, Елена и Виктор затрагивают тему диалога, поиска новых вариантов коммуникации. Вот мнение самих авторов: "Тело - единственное, что оставил мужчина женщине, но оно таит в себе так много еще неопределенного и непознанного, что эксперименты с ним приводят к необычным результатам. Наш проект - обозначение территории, которая может существовать параллельно и иметь право на это бытие. Мужчина и женщина чрезвычайно различны и могут жить, уважая территории друг друга и давая друг другу право на их существование".

© 2019 Хмель Виктор и Суховеева Елена | Создание сайта